21.11.2018

Форум «Байкальский открытый университет»

Форум «Байкальский открытый университет: экопроекты и устойчивое развитие территорий» прошел в городе Ангарске Иркутской области. В рамках форума около 100 региональных лидеров и федеральных экспертов спроектировали модель устойчивого развития малых городов России.

Форум «Байкальский открытый университет: экопроекты и устойчивое развитие территорий» собрал около 70 участников (студенты, молодежные активисты, представители органов местного самоуправления и экспертного сообщества) из Байкальска, Ангарска, Усолья-Сибирского, Братска, Шелехово, Тайшета, Черемхово, Иркутска и других территорий Иркутской области, а также порядка 30 экспертов из Москвы, Красноярска, Новосибирска и Иркутской области.

Организаторы - «Московский информационно-технологический университет – Московский архитектурно-строительный институт» (МИТУ-МАСИ) совместно с Федеральным агентством по делам молодежи (Росмолодежь) и Министерством по молодежной политике Иркутской области. Цель форума: формирование межрегионального сообщества молодежи, заинтересованной в участии развития «проблемных» территорий основных регионов России, и использующей наработанные на форуме методики и инструментарий для развития собственных проектов в идеологии рационального природопользования, обеспечения экологической безопасности и устойчивого развития.

В рамках форума участники прослушали лекции федеральных экспертов о моделях развития местного самоуправления, инициативном бюджетировании, практике «оживления» городов через практику «малых дел» (создание локальных музеев, открытых городских пространств и так далее). Под руководством директора центра стратегических и форсайтных разработок Сибирского федерального университета Валерия Ефимова команды провели Rapid Foresight «Будущее малых городов России: 2030», в ходе которого были сформулированы несколько моделей развития малых городов. Так, для Байкальска Иркутской области (который, будучи моногородом, после закрытия Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, испытывает проблемы в социально-экономическом развитии) была предложена модель «образовательного курорта», где параллельно с зимним и летним отдыхом на горе Соболиная гости города будут проходить образовательные интенсивы. Другой предложенной моделью развития стала практика «территорий развития», на которых будет запущен федеральный эксперимент по отработке механизмов инициативного бюджетирования и активного вовлечения граждан в непосредственном управлении муниципалитетом. Наконец, третьей предложенной моделью стал «город-корпорация», при которой крупный бизнес целиком берет на себя ответственность (исключая традиционные механизмы местного самоуправления) за развитие отдельного муниципалитета, организуя там механизмы социального обеспечения, корпоративного общего и профессионального образования (корпоративный университет), решая через развитие собственного бизнеса проблемы занятости населения.

Другим большим образовательным мероприятием форума стали кейс-дебаты, в ходе которых команды предлагали свои механизмы решения управленческих кейсов. В частности, были предложены модели решения проблемы негативного информационного поля вокруг ситуации в Байкальске, вопросам стимулирования населения к активному сбору мусора в Саянске, развития муниципалитетов через организацию экскурсий в малых городах для жителей региональных центров. На основе работы участников и экспертов форума МИТУ-МАСИ совместно с Росмолодежью выпустили сборник статей «Устойчивое развитие территорий: социально-политические и технологические аспекты» (включен в Российский индекс научного цитирования -РИНЦ), в котором были сформулированы конкретные решения проблем малых городов. Сборник доступен по ссылке

Для региональной власти практическим результатов форума стали также цифровые профили компетенций, которые велись в отношении каждого участника форума: отслеживалась активность участников в текущих мероприятиях форума, в социальных сетях, эффективность прохождения образовательной траектории форума. Иркутская область получила, таким образом, базу активистов с известным набором компетенций, способных к привлечению к решению задач местного самоуправления.

- В рамках форума было отработано несколько инновационных образовательных форматов. На первом этапа в рамках форсайт-сессии участники форума совместно с экспертами сформулировали тренды развития малых городов на ближайшие 10-15 лет и определили необходимые управленческие решения. На втором этапе молодежные команды в рамках чемпионата по решению кейсов молодежные команды предложили муниципалитетам решения актуальных задач по развитию городов, участию молодежи в управлении городами, привлечения инвестиций. Наконец, в рамках форума для каждого участника был сформировать цифровой профиль компетенций. Фактически, это база региональных молодежных активистов, про каждого из которых известны его ключевые компетенции (лидерство, навыки работы в команде, управление изменениями и т.д.), возможности объединять вокруг себя людей, реализовывать проекты по развитию территорий. Форум стал стартом для апробации в регионе и за его пределами нового научно-образовательного формата, при котором «открытый университет» формирует свои программы на основе лучших экспертных практик и под конкретные задачи территориального развития. В этой парадигме университет – не стены, а система взаимоотношений между экспертами, студентами и регионом в логике «обучения через всю жизнь», - говорит проректор по стратегическому развитию МИТУ-МАСИ Георгий Горшков.



















Определен Лучший молодой преподаватель – 2024!
24 мая 2024 года подведен итог Всероссийского инновационного конкурса «Лучший молодой преподаватель – 2024». В нем приняли участие более 1000 молодых преподавателей, доцентов, профессоров, заведующих кафедрами, мастеров производственного обучения из 85 субъектов Российской Федерации.

Завершен I заочный этап Всероссийского конкурса «Лучший молодой преподаватель – 2024»
21 апреля завершился заочный этап Всероссийского конкурса «Лучший молодой преподаватель – 2024».

Старт приема заявок на конкурс «Лучший молодой преподаватель 20.24»
Указом Президента Российской Федерации, в связи с празднованием 300-летия Российской академии наук (РАН), 2024 год объявлен «Годом Российской академии наук». Поддерживая миссию РАН по обеспечению свободы научного творчества на благо и процветание страны, Национальное рейтинговое аттестационное агентство Росрейтинг проводит XII Всероссийский инновационный конкурс «Лучший молодой преподаватель 20.24».