Технологии и методы оценки качества образования

В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 03.09.2005г. (№1340-р) отмечается необходимость приведения содержания образования, технологий и методов оценки качества образования в соответствие с требованиями современного общества. Для обеспечения качественного образования, его равной доступности для всех граждан необходима институциональная переработка системы образования на основе эффективного взаимодействия образования с рынком труда. Успешность развития содержания и технологий обучения во многом связана с тем, насколько эффективно будет сокращаться нарастающие несоответствия качества образования предъявленным к нему требованиям работодателей. Данное отставание в первую очередь выражается в соответствии адекватной реакции системы профессионального образования на потребность рынка труда.

Решение стратегической задачи обеспечения качества образования достигается путем реализации программных мероприятий по следующим направлениям:

- совершенствование независимой общественно-профессиональной оценки деятельности образовательных программ, учреждений и организаций с целью гармонизации показателей развивающейся современной системы образования и нормативно-методической и информационного обеспечения процедур лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений;

- развитие новых форм и механизмов оценки и контроля качества деятельности образовательных учреждений по реализации образовательных программ, в том числе с привлечением общественности и профессиональных объединений для обеспечения объективности, достоверности и прозрачности процедур оценки деятельности образовательных учреждений;

- совершенствование механизмов признания эквивалентности документов об образовании для повышения академической мобильности, увеличения экспорта образовательных услуг, что будет способствовать интеграции России в мировое образовательное пространство;

- повышение конкурентоспособности профессионального образования, повышение роли работодателей в подготовке профессиональных кадров, увеличение качества вузов, прошедших экспертизу образовательных программ, проводимую работодателями, а также вузов, перешедших на образовательные стандарты нового поколения, разработанные при участии работодателей, общественных и профессиональных объединений;

- создание механизмов, ориентированных не только на внутренние социально-экономические потребности страны, но и на обеспечение конкурентоспособности России на мировом рынке труда;

- создание общероссийской системы общественно-профессиональной аккредитации по всем направлениям подготовки специалистов, которая на основе формирования новых механизмов участия представителей работодателей, профессиональных ассоциаций и образовательного сообщества в процессе независимой экспертизы качества высшего образования позволит определить те высшие учебные заведения, в которых качество подготовки по определенной специальности находится на самом высоком уровне и соответствует требованиям работодателей и мировым стандартам. Аккредитованная таким образом специальность в конкретном вузе может и должна получить нострификацию в аккредитационных центрах экономически развитых стран. (В противном случае не будут реализованы к 2010 году в полном объеме положения Болонского процесса и Копенгагенской декларации, что приведет к изоляции российской системы образования от международной системы образования и существенно понизит положение России в рейтинге стран, конкурентоспособных на международном рынке образовательных услуг).

Оценка подготовки специалистов не должна проводиться на основе создания системы рейтингования. Рейтинг – это соревнование. Место, занимаемое вузом в рейтинговом списке, как показала практика, будет определяться умением «правильно» подготовить требуемые для рейтингования данные, а не качеством подготовки специалистов.

Федеральные органы управления образованием в лице Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, осуществляя в соответствии с действующим законодательством контроль за деятельностью образовательных учреждений через лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию, выносят решение о соответствии или несоответствии содержания предлагаемых профессиональных образовательных программ и уровня подготовки выпускников требованиям государственных стандартов. Выполняя эту важную функцию, федеральные органы управления образованием выступают гарантами соответствия уровня предоставляемых вузами образовательных услуг минимально допустимому уровню профессионального образования.

Гарантировать же повышенный, элитарный уровень той или иной образовательной программы конкретного вуза только общественно-профессиональная аккредитация, представляющая собой признание обществом значительных достижений вуза в подготовке специалистов и проведении научных исследований. Такая оценка должна осуществляться специальными независимыми аккредитационными структурами, которые создаются различными общественными сообществами.


Определен Лучший молодой преподаватель – 2024!
24 мая 2024 года подведен итог Всероссийского инновационного конкурса «Лучший молодой преподаватель – 2024». В нем приняли участие более 1000 молодых преподавателей, доцентов, профессоров, заведующих кафедрами, мастеров производственного обучения из 85 субъектов Российской Федерации.

Завершен I заочный этап Всероссийского конкурса «Лучший молодой преподаватель – 2024»
21 апреля завершился заочный этап Всероссийского конкурса «Лучший молодой преподаватель – 2024».

Старт приема заявок на конкурс «Лучший молодой преподаватель 20.24»
Указом Президента Российской Федерации, в связи с празднованием 300-летия Российской академии наук (РАН), 2024 год объявлен «Годом Российской академии наук». Поддерживая миссию РАН по обеспечению свободы научного творчества на благо и процветание страны, Национальное рейтинговое аттестационное агентство Росрейтинг проводит XII Всероссийский инновационный конкурс «Лучший молодой преподаватель 20.24».